О Pentimenti

Pentimento (во множественном числе pentimenti)  переводится с итальянского как “раскаяние, покаяние, сожаление, изменение намерений, исправление”.

В искусствоведении говорят о pentimento, когда можно увидеть, что художник что-то поменял в процессе написания картины, например, расположение или форму какого-то элемента —  шляпы, руки, цветка.

Можно сказать, что речь идет об “ошибке” (потому и “раскаяние”), но часто pentimenti, обнаруженные на картине с помощью рентгена или инфракрасного излучения, свидетельствуют о совершенно обычном процессе развития замысла.

Так, исследование “Портрета четы Арнольфини” кисти Яна ван Эйка обнаружило множество pentimenti. Некоторые элементы художник исправлял и “перемещал” неоднократно.

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», Лондонская Национальная Галерея.
Ян ван Эйк, предварительный рисунок к «Портрету четы Арнольфини», деталь. (Источник)

Рисунки и наброски зачастую состоят из множества pentimenti — первых штрихов, неточных линий, уточнений за уточнениями, следов поиска. Это совсем не “ошибки”. Рисунок  собирается из pentimenti как гнездо из веток.

Пентименти — это едва видимая, непрожитая до конца жизнь картины или рисунка, или даже несколько жизней. Можно сказать, что это элементы “черновика”, но интересно, что художники не всегда стремятся скрыть pentimenti. Оставленные на виду pentimenti могут оживить рисунок, придать ему объем,  выразительность. 

Рембрандт, «Слон», Галерея Альбертина.

Pentimenti даже исследуют, чтобы установить подлинного автора картины. Манера ошибаться или менять курс уникальна, она выдает нас, а отсутствие хоть единого изменения в процессе может говорить о подделке.  И потому мне кажется, что каждый из нас неотделим от своих pentimenti, невозможен без них. Pentimenti — на холсте и в жизни — свидетельство подлинности. 

Пентименти  — это  поиски, непрерывные ошибки, сборка наудачу, поиск замысла.  А затем — возвращения, исправления, попытки спрятать черновики своей жизни или наоборот, принять их или показать. То, что происходит с каждым. И в том, числе со многими героями моей прозы. 

Мои собственные пара десятков переездов, несколько опытов миграции — это целый лес pentimenti. Может быть, и поэтому тоже я вижу pentimenti повсюду. Например, картина, которую вы видите на главной странице, принадлежит кисти итальянского художника-футуриста Умберто Боччони и называется “Состояния души II. Те, кто уезжает” *. Смена курса, смещение, смятение. Меланхолия необратимых изменений. Лица, которые ещё здесь и уже не здесь, лица, на которых так и останется удивление перемене курса, лица, на которых будет запечатлена траектория их движения. Развитие замысла. На этюде к картине “Прощания” **, который предваряет этот текст, прощание и происходит, и нет. Плавные линии соединили прощающихся, честные pentimenti остались на странице. 

Все мои тексты — это тоже pentimenti. Когда-нибудь я покаюсь за слишком короткие предложения, и за слишком длинные. За выбранные темы, и за темы не выбранные. И не усомнюсь только в одном — авторстве. 

© Анна Николаева, 2022

* Umberto Boccioni «States of Mind II: Those Who Go, 1911 (second series)», Museum of Modern Art (MoMA), New York, Oil on canvas, 27 7/8 x 37 3/4 in. Image source

** Umberto Boccioni «States of Mind: The Farewells», 1911, The Metropolitan Museum of Art , New York, Graphite on paper, 19 1/8 x 24 in. Image source